rock ‘n’ roll
Характеристика жанра rock ‘n’ roll

Как жанр rock & roll сформировался к середине 50-х годов, Характеризуемый самостоятельной выраженной ритмической основой, rock & roll представляет собой эволюцию черного ритм-энд-блюза, «адаптированного» под белую аудиторию и исполняемого белыми музыкантами (во времена архаичного блюза, то есть в 20-30-е годы, у черных музыкантов слово «rock & roll» служило эвфемизмом полового акта, поэтому авторство кливлендского диск-жокея Алана Фрида, в начале 50-х первым произнесшего «rock & roll», представляется спорным). В музыкальном отношении rock & roll  представлял собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки кантри (“…пришли белые снобы,опошлили негритянский проникновенный блюз,добавили немного деревенщины и получился Рок энд Ролл!”). Для rock & roll в целом характерна блюзовая структурная основа, техника риффов, звучание нескольких электрогитар, фортепиано, медных духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические фразы, достаточно элементарный текст, ярко выраженная танцевальная основа.

Первые исполнители rock & roll
Fats Domino Jackie Brenston And His Delta Cats
The Fat Man (1950) Rocket 88 (1951)
[audio:05/01/5001.mp3] [audio:05/01/5101.mp3]
Bill Haley & His Comets
Rocket  88 (1951) (кавер-версия)
[audio:05/01/5102.mp3]
Ключевые фигуры и стандарты жанра rock & roll
Bill Haley & His Comets Little Richard
Rock Around The Clock (1954) «Tutti Frutti» (1955)
[audio:05/01/5401.mp3] [audio:05/01/5501.mp3]
Fats Domino Chuck Berry
«Ain’t That A Shame» (1955) «Roll Over Beethoven» (1956)
[audio:05/01/5502.mp3] [audio:05/01/5601.mp3]
Elvis Presley Bo Diddley
«Hound Dog» (1956) «Mona (I Need You Baby)» (1957)
[audio:05/01/5602.mp3] [audio:05/01/5701.mp3]
Jerry Lee Lewis Buddy Holly
«Whole Lotta Shakin Goin On» (1957) «That’ll Be The Day» (1957)
[audio:05/01/5702.mp3] [audio:05/01/5703.mp3]
Pat Boone
«Speedy Gonzalez» (1962)
[audio:05/01/6201.mp3]

rockabilly
Характеристика субжанра rockabilly

Rockabilly — разновидность рок-н-ролла, испытавшая сильное влияние кантри и блюза и ориентированная на белую публику, имевший особый экспрессивный акцент. По сути дела, рокабилли является прародительницей современного рока. Рокабилли зародился в США в середине 1950-х гг., приблизительно одновременно с появлением Элвиса Пресли, который начал играть рок-н-ролл с ярко выраженными элементами кантри-н-вестерн. Помимо Пресли, крупнейшими мастерами этого направления были Джонни Кэш («Folsom Prison Blues»), Рой Орбисон («Only the Lonely»), Карл Перкинс («Blue Suede Shoes»), Джерри Ли Льюис («Great Balls of Fire»), Бадди Холли («Peggy Sue»), Джин Винсент («Be-Bop-A-Lula»), Эдди Кокран («Summertime Blues») и Рики Нельсон («Be Bop Baby»). Под влиянием данного направления в Великобритании сформировались такие группы, как The Beatles и The Rolling Stones, которые стали играть более энергичный, «мускулистый» рок. Так называемое «британское вторжение» этих групп на американский рынок в 1964-1965 годах положило конец популярности рокабилли в Америке.

Ключевые фигуры и стандарты поджанра rockabilly
Carl Perkins Gene Vincent
«Blue Suede Shoes» (1956) «Be Bop A Lula» (1956)
[audio:05/01/01/5601.mp3] [audio:05/01/01/5602.mp3]
Ricky Nelson Chuck Berry
«Be Bop Babys» (1957) «Roll Over Beethoven» (1956)
[audio:05/01/01/5701.mp3] [audio:05/01/5601.mp3]
Everly Brothers Eddie Cochran
«All I Have To Do Is Dream» (1958) «Summertime Blues» (1958)
[audio:05/01/01/5802.mp3] [audio:05/01/01/5801.mp3]
Jerry Lee Lewis Roy Orbison
«Whole Lotta Shakin Goin On» (1957) «Oh, Pretty Woman» (1964)
[audio:05/01/5702.mp3] [audio:05/01/01/6401.mp3]

rock & roll в Англии
Характеристика субжанра rock & roll в Англии

Хотя вплоть до появления бит-музыки Англия в области рок-музыки не могла составить Америке никакой конкуренции, первые рок-записи стали появляться здесь уже в 50-х годах. Если в Америке рок-н-ролл развивался в тесном соприкосновении с корневыми жанрами блюза и кантри, то на английский рок-н-ролл оказал наибольшее влияние скиффл, в частности, один из известнейших исполнителей скиффла Лонни Донеган.
Первыми исполнителями рок-н-ролла, которые смогли соперничать в английских чартах с американскими исполнителями, стали Cliff Richard и The Shadows. Первый английский рок-н-ролльный хит — «Move It» Клиффа Ричарда. Среди появившихся в то время скиффл-групп была и первая группа одного из основателей The Beatles Джона Леннона The Quarrymen.

Cliff Richard

«Move It» (1959)
[audio:05/01/02/5901.mp3]