РОКОЛОГИЯ Топ 12

о Рокологии Топ 12]
Основные принципы, заложенные в методологию составления Рокологии Топ 12.

Каждый год включает в себя 3 аудио-сборника (UK, USA, WORLD) по 12 треков каждый, за исключением 63,64 и 65-го годов, где WORLD по понятным причинам отсутствует (его еще просто не было в это время). Итого данный проект включает в себя 468 трека, отобранных по определенной методологии.

1. Количество треков: 12.
Во-первых, в среднем именно такое количество треков выпускалось на альбомах в 60-х, чтобы альбом (LP) в среднем проигрывался около 45 минут; во-вторых, 11 - мало, 13 - не хотелось, 14 - уже много... Гораздо сложнее было определится по принципу равенства треков в различных годах. Не секрет, что выпуск альбомов, начиная с начала 60-х до конца, рассматриваемого периода, возрастал, чуть ли не в геометрической прогрессии. Например, г-н Георгий Старостин обозревает на свом портале всего 2 альбома за 1962-ой год, причисленных им к понятию рок-музыки: Bob Dylan/"Bob Dylan" и The Beach Boys/"Surfin' Safary". А в 1971-ом уже 111 альбомов. Возможно, справедливее было бы сохранять пропорции (выпуск альбомов/выбранные треки), но с другой стороны, равенство треков по годам дает слушателю возможность сравнить время и развитие на равном количестве материала.

2. Период (вертикальная составляющая): 1963-1976.
На мой взгляд, 62-ой был по существу началом, хотя самой рок-музыки еще и не было, а 75-ый - концом, хотя музыки было более, чем предостаточно.
В 63-м началась "битломания" которая значительно катализировала весь процесс, поэтому, на мой взгляд 63-ий взять за начало было вполне логичным. К 75-76-ому новые формы, такие как диско, funk добивают поднадоевший прогрессив. Да и развлекаться стало моднее, чем протестовать.. Всему свое время...
Можно было бы останавливаться и в 75-ом, но Black Sabbath, к примеру, выпускают в 76-ом "She's Gone", Bad Company - "Simple Man", Genesis - "Squonk", а что стоит комозиция Back Street Crawler - "Sweet Beauty". Они просто еще не знали, что уже умерли....
Рождение и смерть, сами по себе, не очень првлекательны, но изучению, как минимум, они подлежать должны. Посему, все-таки, данный сборник я решил закончить 76-м, включительно.

3. Регионы (горизонтальная составляющая): UK, USA, WORLD.
Слабостью систематизации музыкального наследия, впрочем, как и любой систематизации творческих продуктов, кроме субъективного искажающего фактора является неопределенность внутри общепринятых стандартов. Причины этой неопределенности повлияли и на методологию глобального регионального деления, заложенную в основу Рокологии. Почему мною выбраны мировые регионы: Великобритания (UK), Соединенные Штаты Америки (USA), и оther world (WORLD)? В делении на британских и североамериканских исполнителей, все более- менее привычно и понятно. Большинство изданий одинаково классифицирует эти параметры.
Собственно, взаимно обогащающее “противостояние” этих двух территорий, начиная с американского блюза, затем с British Invasion и с последующим умиранием рука в руке (в явлении рок-музыка) безусловно, является стержнем любого исследования в этой области. Некоторая путаница в дискографиях, связанная с первоизданиями или миграциями носят частный характер и в разных источниках различия по этим вопросам хоть и существует, но носят незначительный характер.
Имея, по известным причинам, в 70-х годах ограниченный доступ к музыкальной рок - культуре прочих (кроме USA и UK) частей мира (помимо, разве, что общеизвестных Shocking Blue, Scorpions, Bachman -Turner Overdrive, Golden Earring, The Guess Who, Birth Control..), лишь намного позже составителю удалось ознакомиться с большей частью остального музыкального наследия other world.
Открыв для себя все многообразие и неповторимость этой составляющей, привели автора к желанию сравнительного анализа монстров (UK и USA) и карликов, объединенных, в силу своей многородности в единную команду (WORLD). Тег WORLD является особенностью Рокологии, по - крайней мере в других изданиях я не встречал такого объединяющего параметра.
Borderline Books, например, объединило разделы по Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Латинской Америки в отдельном издании “Dreams, Fantasies & Nightmares”.
Хотя где Канада, а где Мексика…?
Много отдельных дискографий по европейским странам, особенно, Германии, но общеевропейского справочника автору не попадалось.
Возможно можно было принять методику Borderline + Европа (...а куда, тогда девать Азию?)
Возможно Канаду уместно было обьединять с USA, но там и без них хватает...
Субъективизм методики составителя по этому вопросу не является истиной, но дальнейшие изыскания показали обоснованность данной позиции по равноценности музыкального материала исходя из количественного ограничения треков по годам.

4. Англоязычность.
В этом вопросе моим вечным оппонентом является мой друг и соратник - Андрей Кулагин. Этот замечательный художник и великий коллекционер продуктов культуры (и субкультуры) полагает, что французов нужно слушать только на французком, японцев на японском, а уж исполнение "The House Of The Rising Sun" на камбоджийском языке, вообще, считает лучшей кавер версией из многократного перепева этой великой баллады. Отчасти, я с ним согласен, только не в области камбоджийского исполнения, а в части национального колорита и оригинальности. Но, поскольку, я в своем проекте ставил задачу не развлекательную, а, скорее, сравнительно-познавательную, то, помимо возможности анализа развития рок-музыки по годам (вертикальная составляюшая) я предложил слушателям такую же возможность и по регионам: UK, USA, WORLD (горизонтальная составляющая). Для любого анализа одинаковый инструментарий - залог объективности. В данном случае, английский язык рассматривается, как обобщающий и единный инструмент понятия рок-музыки. Тем более, что исполнители из категории WORLD, стремясь вырваться за рамки только национальной популярности в большинстве своем сами переходили на него...

4. Авторство и первое исполнение.
При выборе песен для сборника одним из ключевых факторов являлись авторство исполнителя или первое исполнение. Не секрет, что, в основном, только собственные произведения могли сделать исполнителя с середины 60-х по-настоящему известным. Да, все начинали с перепевов: у Битлов на Please Please Me из 14-ти песен своих было - 8 штук, и это был более, чем хороший показатель., к примеру у их вечных соперников Tne Rolling Stones на дебютном альбоме была только одна собственная композиция. В случаях, когда кавер версия была, по мнению составителя, на голову выше предыдущих версий и, собственно, делала песню или исполнителя широко известными, тогда составитель сборника отходил от жестких правил, но большинству песен авторство принадлежит самим исполнителям. С хронологией кавер версий большинства песен можно ознакомиться в разделе Songbook.

5. Не более одного трека одного исполнителя в году.
Трудное решение, мотивированное желанием предоставить равные возможности разноуровневым исполнителям.

6. Альтернатива Billboard 100 и UK Top 40 и субъективный выбор составителя.
Два общепризнаных чарта (Чарты) достаточно точно определяли, что покупали американцы и британцы, естественно, для того, чтобы слушать то, что им нравилось. Можно было бы на этом и остановиться, но сколько всего еще было интересного, что по той или иной причине не заинтересовало во время выпуска потребителя. Поэтому, оставив этим чатам - "чатовское", я предлагаю потенциальным слушателям ознакомиться с тем пластом рок и поп музыки, который, как правило, не входил в лидеры Billboard 100 и UK Top 40.
Большинству нравится одно и то же, меньшинству - разное. Любой сборник определен субъективизмом составителя. Но, поскольку, первые 5-ть пунктов задавали некую "научную" конструкцию Рокологии Топ 12, то субъективизм составителя включался уже на более узкой площадке, после соблюдения всех предыдущих условий. Наверно, кто помнит мои сборники, сделанные в середине 70-х доверится мне чуть больше, кто еще не родился в то время пусть верит на слово, точнее на слух. Во всех случаях я открыт для дискуссий и споров. И ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Слушайте, вспоминайте, сравнивайте..., благодарите.

Левон Бабаян.