UK Singles Chart — официальный хит-парад синглов Великобритании, отсортированных по результатам продаж за неделю. Составляется с 1952 года как аналог американского Billboard Hot 100. Существует и «братский» хит-парад альбомов — UK Albums Chart.

История

В отличие от США, за право публиковать хит-парад синглов по результатам продаж в Великобритании боролось несколько музыкальных изданий. Первый хит-парад опубликовал 14 ноября 1952 года журнал New Musical Express, однако довольно скоро его примеру последовали и конкуренты во главе с изданием Melody Maker. В 1960 г. собственные хит-парады стал печатать еженедельник Record Retailer, преобразованный в 1972 г. в Music Week.

Соперничество между хит-парадами приводило к неловким ситуациям, когда радио BBC Radio 1, традиционно первым оглашающее хит-парад на новую неделю, признавало победителем сразу два или три сингла. В феврале 1969 года BBC достигло соглашения с Record Retailer о том, что «официальный» хит-парад будет публиковаться именно в этом издании, а для подсчёта результатов продаж отныне будет привлекаться независимый аудитор.

После этого решения изменения в порядке составления и публикации чартов на протяжении двух десятилетий были минимальны. Хит-парад традиционно состоял из 75 позиций (в настоящее время расширен до ста). Ежегодно публиковался справочник Guinness Book of British Hit Singles, содержащий подробную статистику по годам. Данные по пятидесятым годам приводятся по хит-параду New Musical Week, в дальнейшем предпочтение отдаётся хит-параду Record Retailers/Music Week.

В силу сравнительно небольших размеров британского музыкального рынка местный хит-парад более чутко, нежели американский, реагирует на текущие пиар-кампании и политические события. Для 1990-х гг. характерна некоторая самоизоляция британского рынка от американского, о которой свидетельствует засилье на вершине местных подростковых команд вроде Take That и Westlife. Как правило, самая острая конкуренция между синглами разворачивается в предрождественскую неделю, когда продажи музыкальной продукции достигают своего пика.

В 2005 — 2007 после долгих дебатов была проведена модернизация британских чартов, в которых отныне учитываются результаты онлайн-продаж, а также количество скачиваний через интернет. Следствием этой реформы было изменение облика чартов: если раньше синглы, как правило, сразу дебютировали на первом месте, то сейчас проходит несколько недель, прежде чем они поступят в магазины на физическом носителе и продажи достигнут своего пика.

Рекордные результаты

Королём британских чартов называют Клиффа Ричарда. Он единственный, кто за каждое из первых пяти десятилетий существования хит-парада хотя бы по разу отметился на первой строчке. Наибольшее время в хит-параде Великобритании провели синглы следующих исполнителей (данные по состоянию на конец 2008 года):

1. Элвис Пресли — 2574 дня
2. Клифф Ричард — 1983 дня
3. Queen — 1755 дней
4. The Beatles — 1749 дней
5. Мадонна — 1660 дней
6. Элтон Джон — 1626 дней

Наибольшее число синглов на первом месте в хит-параде принадлежит следующим исполнителям:

* 17 синглов — The Beatles
* 16 — Элвис Пресли
* 14 — Клифф Ричард и Westlife
* 13 — Мадонна
* 11 — Take That
* 9 — ABBA и Spice Girls
* 8 — The Rolling Stones, Элтон Джон, Oasis, McFly
* 7 — Майкл Джексон, Джордж Майкл, Кайли Миноуг, U2, Эминем
* 6 — Queen, Slade, Род Стюарт, Blondie, Boyzone, Робби Уильямс, Sugababes
* 5 — Дэвид Боуи, The Bee Gees, The Police, All Saints, Бритни Спирс

Дольше всех на первом месте оставались синглы «Everything I Do (I Do It For You)» в исполнении Брайана Адамса (16 недель в 1991 году) и «Love Is All Around» в исполнении шотландского коллектива Wet Wet Wet (15 недель в 1994 году).


Первоначально Billboard публиковал три различных хит-парада песен. Хит-парад «Best Sellers in Stores», традиционно считающийся предшественником и прообразом нынешнего чарта, был основан на продажах синглов. Хит-парад «Most Playes by Jockeys» базировался на том, сколько раз та или иная композиция была прокручена на американских радиостанциях за истекшую неделю. Хит-парад «Most Played in Jukeboxes» рассчитывался исходя из количества заказов той или иной песни в музыкальных автоматах, которые были весьма популярны в Штатах в 1940-е и 1950-е.
История


12 ноября 1955 г. все три хит-парада были объединены в The Top 100. Своё нынешнее название чарт получил в 1958 г., когда из методики подсчёта популярности были исключены ротация на радиостанциях и в музыкальных автоматах. Фактически, вплоть до 1998 г., хит-парад был основан исключительно на результатах продаж синглов в музыкальных магазинах США.

Статистика по исполнителям

Архив хит-парада за предыдущие десятилетия является довольно точным барометром популярности того или иного исполнителя в США. Наибольшее количество песен на первом месте принадлежит следующим исполнителям:

* 20 песен — Beatles (в период с 1964 по 1970, в общей сложности 59 недель)
* 18 — Мерайа Кери (с 1990 по 2008, в общей сложности 79 недель)
* 17 — Элвис Пресли (с 1956 по 1969, в общей сложности 79 недель)
* 13 — Майкл Джексон (с 1972 по 1995)
* 12 — Supremes (c 1964 по 1969)
* 12 — Мадонна (c 1984 по 2000)
* 11 — Уитни Хьюстон (с 1985 по 1995)
* 10 — Стиви Уандер (c 1963 по 1986)
* 10 — Джанет Джексон (с 1986 по 2001)
* 9 — Элтон Джон (c 1972 по 1998)
* 9 — Bee Gees (c 1971 по 1979)
* 8 — Rolling Stones (c 1965 по 1978)
* 8 — Джордж Майкл (c 1984 по 1991)
* 8 — Ашер Реймонд (c 1998 по 2008)

Больше всех песен в десятке приходится на долю Мадонны — 38, из них шесть достигли второго места, но не смогли подняться на вершину хит-парада. Первым синглом, который дебютировал сразу на первом месте, был хит Майкла Джексона «You Are Not Alone» (2 сентября 1995 г.) Впоследствии дебюты на первом месте стали довольно обычным явлением. Майклу Джексону принадлежит и другой рекорд: пять песен из его альбома «Bad» были выпущены в качестве отдельных синглов и все они достигли первого места в чартах.

Самый пожилой исполнитель, возглавивший хит-парад, — Луи Армстронг: ему было 62 года, когда в 1964 г. песня «Hello, Dolly!» вскарабкалась на самую вершину. Среди женщин аналогичный рекорд творческого долголетия принадлежит Шер: ей было 53 года, когда сингл «Believe» возглавил хит-парад. Уникально также достижение Элтона Джона: в промежутке между 1970 и 1999 годами не было ни одного года, когда бы его композиции отсутствовали в списке сорока лучших песен США. Самым удачливым композитором является Пол Маккартни: 32 написанные им песни возглавляли хит-парад в разные годы (как правило, в исполнении его самого либо Beatles). Самым большим неудачником считается Джеймс Браун: девяносто девять его песен попали в хит-парад, но ни одна из них не смогла достичь самой вершины.

В апреле 1964 г., в разгар битломании, Beatles оккупировали все пять верхних позиций хит-парада. Другой пример необычайного всплеска популярности — «короли диско» Bee Gees: в течение первых 32 недель 1978 года их песни находились на вершине хит-парада в течение 25 недель (некоторые из них в исполнении других певцов). Более свежий пример — популярность Ашера, который находился на вершине больше половины 2004 года (28 недель) с тремя композициями подряд и четвёртой, выпущенной несколько позднее.

Статистика по песням

По состоянию на октябрь 2009 года, на вершине хит-парада за его историю побывало 975 песен. Если во второй половине 1980-х редкая композиция проводила на вершине хит-парада больше двух недель (и ни одна — больше четырёх), в 1990-е гг. обычной стала практика, когда каждый сингл оставался на вершине по 8-12 недель. Дольше всего первое место в хит-параде занимал сингл Мерайи Кери и Boyz II Men «One Sweet Day» — 16 недель в 1995-96 гг. С 1956 по 1992 год этот рекорд принадлежал синглу Элвиса Пресли «Hound Dog» (11 недель в 1956 г.), с 1992 по 1996 г. — Уитни Хьюстон с песней «I Will Always Love You» (14 недель в 1992 г.) Самое длительное пребывание на втором месте было зафиксировано в 1995 г. (Уитни Хьюстон, «Exhale (Shoop Shoop)», 11 недель). Дольше всех оставался в хит-параде сингл ЛиЭнн Раймс «How Do I Live» (69 недель в 1996-97 гг.), хотя он так и не добрался до первого места.

Рождественский шлягер Бинга Кросби «White Christmas» перевыпускался девять раз и каждый раз попадал в хит-парад, став в результате самым продаваемым синглом в истории. Самой часто перепеваемой композицией является «Unchained Melody»: она попадала в хит-парад в исполнении девяти разных исполнителей.

Dave Marsh

Dave Marsh (born March 1, 1950, Detroit, Michigan) is an American music critic who briefly attended Wayne State University, became a formative editor of Creem magazine, wrote for various publications such as Newsday, The Village Voice, and Rolling Stone, and also edited Rock and Roll Confidential, a newsletter about rock music and social issues. Marsh is also a member of the National Advisory Board of PROTECT: The National Association to Protect Children.

His other credits include being rock n roll entertainer Bruce Springsteen’s self-proclaimed quasi-official biographer, with a total of four books published. Bestsellers include Born to Run and Glory Days. [1] Marsh is closely associated with Springsteen because his wife, Barbara Carr, is one of Springsteen’s co-managers. Marsh is also closely associated with Jon Landau, a Springsteen manager and producer, for the same reason.

Marsh has been credited as a performer in the «cult group» the Rock Bottom Remainders, a rock band which includes authors Stephen King and Amy Tan, and humorist Dave Barry, among others.

Along with Rolling Stone magazine publisher Jann Wenner, Marsh has been involved organizing and maintaining the Rock and Roll Hall of Fame in Cleveland, Ohio. However, Marsh has courted, at times, controversy with his style of maintaining selections and at one time was asked to resign.[citation needed]

In 1979, Dave Marsh’s now legendary review of the album Jazz by Queen was published in Rolling Stone, in which Marsh wrote «Queen may be the first truly fascist rock band.» (Rolling Stone, Feb. 8th 1979). His opinion of Queen had softened when he wrote in the 1979 Rolling Stone Record Guide merely that «Jazz was another bombastic farce.»

Dave Marsh has three Sirius XM Radio shows, one called Live from E Street Nation, airing on E Street Radio and the second Kick Out the Jams, airing Sundays on eclectic-rock channel The Loft. The title references the well-known MC5 album, a record which does not appear in the aforementioned Marsh-edited Rolling Stone Record Guide.

A third Sirius program airs Sundays on Sirius Left, channel 146. It airs from 2-5 p.m. Eastern time. It is a political talk show.

Marsh is a co-founder and trustee of The Kristen Ann Carr Fund [2], created in memory of his daughter who died in 1993 from sarcoma, a form of cancer. The Fund is dedicated to supporting research in the treatment and cure of sarcoma, as well as improving the lives of young adult cancer patients and their families.